Вход
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
1834 год
2019 год
Сбросить

Главное меню



Храмы Зеленограда. Приходская жизнь

Назад

Михаил ИЛЬИН, 
диакон

Первые десятилетия духовная жизнь Зеленограда проходила под спудом. Город заселялся мо­лодёжью, в нём не было ни одного храма. Немно­гочисленные верующие зеленоградцы ходили в церковь в Андреевке и ездили в Москву.

Зеленоград тесно связан с Москвой не только транспортными путями (железная дорога и шос­се), природной артерией (р. Сходня) и админист­ративной вертикалью. Есть ещё и связь духовная. Мы как часть столицы не должны забывать, что статус столицы Москва получила благодаря пере­несению сюда митрополичьей, а затем и патриар­шей кафедры. Символами духовной связи Зелено­града с Москвой являются его храмы.

Никольский храм. История старая и новейшая

Здание храма Святителя Николая Мирликийского - самое старое в Зеленограде. Но не только возрастом уникален храм для города. Редкий ар­хитектурный стиль - псевдоготика - удивительно гармонично вписался в архитектурный облик Зе­ленограда, определяемый невысокими зданиями крас'ного кирпича с высокими узкими окнами, такими, как МИЭТ или Банк Москвы на Централь­ном проспекте. При подъезде к Зеленограду по Ленинградскому шоссе, со стороны Москвы, Ни­кольский храм, вместе с комплексом красивых зданий МЖК, встречает жителей города и гостей. Это похоже на жилище благочестивой семьи, где входящих встречают святые иконы.

Место, где стоит храм, в древности принадлежало московскому Новинскому монастырю. Здесь был погост Николая Чудотворца на Ржавце. Погост - это не только кладбищенская земля, но и не­которое место, собирающее «гостей». Со всех окрестных селений приходили сюда люди, место это было центром духовной жизни. Здесь жители земель будущего Зеленограда крестили детей, испо­ведовались и причащались, здесь венчались, сюда приносили их отпевать и провожали в «путь всея земли».

Владетель Никольского погоста князь А. Я. Голицын в 1756 году построил первый исторически известный храм на месте современного. Храм был освящён в честь святителя Николая. В приход Никольской церкви входили деревни Савёлки и Петрищево, исчезнувшая в конце XVIII века. Дер. Ржавки состояла тогда в чашниковском приходе. В первой половине XIX века к Никольскому храму дополнительно были приписаны дер. Ржавки, Матушкино и Елино. При церкви была устро­ена каменная женская богадельня на 10 человек. Были построены жилые деревянные дома для свя­щенника и причетников.

Каменная церковь, рядом со старой деревянной, была заложена 200 лет назад, в 1802 году, новым владельцем усадьбы князем А. Н. Долгоруковым. По благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроз­дова) в мае - июне 1827 года была освящена нижняя тёплая, а в июле - августе 1828 года верхняя холодная церковь. В конце этого же го­да причт нового каменного храма просил кон­систорию разрешить сломать старую деревян­ную Никольскую церковь, к тому времени об­ветшавшую. Ценные ризничные вещи, в том числе и вклады князей Голицыных, перешли из деревянной церкви в новый храм.

Из наших земляков прославился уроженец Ржавок Василий Сергеевич Орлов - крупней­ший мастер церковного хорового искусства. Он руководил Синодальным хором в 1886 -1907 гг. Современники считали его непревзой­дённым русским регентом.

В. С. Орлов родился в 1857 году. Поступил в Московскую консерваторию, курс гармонии проходил у П. И. Чайковского, по его же реко­мендации стал регентом Синодального хора. Огромный труд, мастерство, беспримерная преданность делу создали за несколько лет но­вый хоровой организм.

Журнал «Музыка и пение» (№6, 1902/03) писал о творчестве Орлова:

«Синодальный хор усердно продолжает пропагандировать церковную музыку в духе народных древних напевов... На его духовные концерты стекается множество московской публики и приезжают иногородние за сотни вёрст».

Характерен отзыв современника о регенте: «Орлов более 20 лет стоит во главе дела по церковному пению в России, его заслуги обще­государственные. Он создал направление и школу в церковном пении в духе русской цер­ковности и русской старины, пропагандиро­вал эту школу своим Синодальным хором, ко­торый он довёл до неподражательного совер­шенства, и был руководителем всех регентов России, которые смотрели на него как на учи­теля своего и доброго советчика».

С 1875 года при Никольской церкви органи­зовали земскую начальную народную школу, законоучителем которой стал приходской свя­щенник. В середине 80-х годов настоятелем храма был назначен Алексей Максимович Садковский.

Отец Алексей Садковский с первых дней пребывания в Никольском активно включается в приходскую жизнь: работает в богадельне и в школе, основывает при церкви отделение Московского уездного совета Кирилло-Мефодиевского братства, привлекает своими пропо­ведями широкие слои окрестных жителей.

2 декабря 1911 года Московское уездное земское собрание объявило отцу Алексею бла­годарность за образцовое заведование Долгору­ковской богадельней. В том же году он назна­чен благочинным церквей своего округа, в 1912 году награждён наперсным крестом, а в 1915 году стал кавалером ордена Святой Анны III степени. В 1916 году за тридцатилетнее слу­жение настоятелем Николо-Ржавской церкви епархиальное начальство наградило его саном протоиерея.

Война 1914 года не обошла стороной Никольский храм: ушёл на войну любимый при­хожанами церковный староста А. Д. Анисимов; отец Алексей собирал в пользу армии одежду и продукты; жители давали приют беженцам.

Никольский храм

После революции 1917 года местный совдеп и отдел уездного НКВД вмешивались во все стороны церковной жизни. В 1922 году «в пользу голодающих» в храме было конфискова­но почти всё, что имело материальную цен­ность, в том числе богослужебные сосуды и да­рохранительница.

Долгоруковская богадельня была упразднена после Декрета 1918 года, запрещавшего суще­ствование при храмах заведений общественно­го призрения (больниц, приютов, богаделен).

Дальнейшую историю Никольской церкви можно восстановить по воспоминаниям ста­рейших прихожан храма. Параскева Ильинич­на Фролова жила в дер. Назарьево. Вот что она рассказала:

«Никольскую церковь помню с детства. Меня здесь крестили, потом маленькую водили. Мама моя венчалась здесь. Я осталась сиро­той, жила с тёткой и дедушкой. Отец наказал тётке, когда уходил в 1914 году на войну, вос­питать меня.

У нас была часовня посреди дер. Назарьево, хорошая, большая, как церковь. Служил в ней священник из Никольского храма. Когда летом было очень жарко, батюшка служил на улице. Часовня была в честь преподобного Сергия Ра­донежского. Это был престольный праздник в Назарьеве. Очень торжественно встречали. Даже монахи из Лавры приезжали и пели.

Батюшка приходил в каждый дом послу­жить молебен после праздника на второй и третий день. Везде его ждали. Всё начищено, убрано, на лавках стоят иконы. У меня до сих пор хранится салфетка под иконы для этих молебнов. Отец Алексей был добрый. Я помню, как батюшка приходил, меня по головке гла­дил: «Сиротка, сиротка!» Он венчал отца и мать, и нас крестил. У него был в Никольском большой дом, хозяйство и ульи. Мёд он прода­вал и так давал. Нам, деткам, матушка его давала мёд со ржаным хлебом.

Из детства помню речку Сходню. Ребята там купали лошадей. Потом сделали плоти­ну и запрудили, поставили турбину и устрои­ли электростангщю.

Когда власть поменялась, мы считались бедняками. Дедушке было обидно, что детей перестали учить вере. Он начал организовы­вать всех мальчиков домой, в Назарьево, учить Закон Божий. Потом начали всех раску­лачивать, забирать, и его предупредили. Де­душка умер в 1927 году, и отец Алексей его от­певал. Отпевали на втором этаже Николь­ской церкви, летом там были службы.

Как умер дедушка, мне было плохо. Меня воспитывали в интернате. Там всех застав­ляли снимать кресты. Но мой дедушка, Тимо­фей Васильевич, научил меня страху Божию, и крест я не снимала.

Забрали священника, отца Алексея, и сторо­жа храма. Это было около 30-х годов. Многие стали бояться. На собрании грозились: «Бели кто не пойдёт в первый день Пасхи сажать картошку - отправят к белым медведям». Все шёпотом говорили: «Вчера ночью забрали это­го, а сегодня - этого».

Потом колхоз разобрал на дрова Назарьевскую часовню. Народ расхищал иконы. Один иконами печку обставил, но недолго пожил и помер.

Отца Алексея позже отпустили. Он был совсем старенький. В это время здесь уже слу­жил другой священник.

После войны взорвали колокольню. В церкви сделали мастерские. Я заходила туда и под­нималась наверх. Всё было запущено, плохо.

Я не знала, будет ли восстановлен храм, но надеялась на чудо и молилась Богу. Моя отра­да была вокруг церкви ходить и петь «Отче наш» и «Христос воскресе». Когда устроили пионерлагерь, нас не пускали к церкви и к мо­гилкам.

Много здесь было плохого. Как Зеленоград построили, стали люди раскапывать могилы священников, искать золотые кресты; по но­чам молодёжь в церкви собиралась, плохими делами занимались.

Некоторые ребята приходили и рисовали храм, а другие отмывали лики. Я им рассказы­вала: «Здесь целитель Пантелеймон, здесь святитель Николай».

Теперь, слава Богу, церковь восстановили!»

Этот рассказ дополняют сведения из воспо­минаний Анны Алексеевны Разорёновой и её дочери Нины Алексеевны Ромашиной. Они жили в дер. Матушкино. Анна Алексеевна в воссозданном Никольском храме несла послу­шание у иконы Божией Матери «Трёх радос­тей»:

«В Никольском храме у каждой деревни бы­ло своё место: те, кто из Ржавок, стояли в се­редине, матушкинские и савёлкинские - слева, а назарьевские и елинские - справа. За алта­рём стоял белый памятник князю Долгоруко­ву. Он был высокий, такой, что голову кверху нужно было поднимать.

Отца Алексея Садковского я любила и води­лась с его дочкой Машенькой. К батюшке до­мой ходила часто. Изба его стояла за хра­мом, первой от речки. Дому него был большой и большая семья - много детей. Во дворе была пасека. Он всегда меня угощал мёдом, никогда не отпускал без угощения. Он похоронен слева от храма.

В 1929 году умерла моя 18-летняя сестра Александра. В это время в Никольском храме не было батюшки, отпевать было некому. Приехал из чашниковского Никольского храма отец Александр. Потом он стал здесь слу­жить. Отца Александра мы знали, поскольку ходили в Чашниково к родственникам. Он вскоре умер, и его похоронили не за алтарём, а на старом ржавском кладбище.

После отца Александра служил ещё один священник. Как звали этого последнего ба­тюшку, не помню. Его забрали, и после этого Никольскую церковь скоро закрыли. Рассказы­вали, как увозили батюшку и старосту, На-умычеву Анну. От сельсовета во Ржавках, ми­мо храма, по дороге в Крюково их везли на са­нях, и они молились на церковь.

Как храм закрыли, в нём стали сортиро­вать зерно, а в 60-х было цирковое ателье, ме­ня звали туда работать, но я не пошла в хра­ме для цирка шить».

В 1941 году вражеские танки прорвались к дер. Ржавки. Рядом со Ржавками наши артил­леристы приняли бой и выстояли, дав возмож­ность свежим силам атаковать врага и отбро­сить его к линии «последнего рубежа».

Во время боёв Никольский храм во Ржавках стал крепостью. На его колокольне находился корректировщик огня наших батарей комис­сар Алексей Пеньков. Вот его воспоминания об этом:

«30 ноября, ранним утром, я выехал в район огневых позиций батарей.

К 13 часам немцы, сосредоточив превосхо­дящие силы пехоты, танков и авиации, вышли на шоссе Москва - Ленинград, полуокружив на­ши стрелковые части, и огнём танковых ору­дий начали обстрел огневых позиций. В возду­хе повисли десятки немецких пикирующих бомбардировщиков...

Тяжёлый дивизион мы передвинули в район с. Пикино, что в 8 километрах восточнее с. Б. Ржавки. Два дивизиона разверну ли для кру­говой обороны. Они расстреливали немецкие танки и пехоту прямой наводкой.

Мы с Чупруновым и связистами находились в 300 метрах от огневых позиций батареи на церковной колокольне.

С наступлением темноты фашисты уго­монились. Мы пошли смотреть поле боя. Кар­тина для войны привычная, но ужасная: поло­вина состава орудийных расчётов погибла. Разбито 9 орудий, 7 тракторов-тягачей. Дого­рали последние на этой западной окраине де­ревни деревянные домики и амбары».

Поминовение воинов, «на поле брани живот положивших», всегда совершалось в Право­славной церкви. Ведь погибшие защитники Отечества - это те, кто исполнил слова Спасите­ля: «Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

К 1988 году, юбилейному празднованию 1000-летия крещения Руси, Никольский храм одним из первых был возвращён Церкви. Из Патриархии назначили настоятелем прихода священника Владимира Харитонова. Община получила храм буквально в руинном состоянии. Восстановление храма требовало приложения значительных усилий. Вспоминает одна из ста­рейших прихожанок Наталья Андриановна Щербакова:

«Когда приехала в Зеленоград, получила квартиру неподалёку от храма. Стала прихо­дить туда. Как всё было разрушено! Перекры­тий в храме не было, в центре пола одна боль­шая яма, на стенах кощунственные слова, всё завалено битым кирпичом. А молодые парни и девушки придумали лазить наверх - верёвку привязали, от этого храм ещё больше стра­дал. Авор был завален брёвнами, весь зарос бу­рьяном и кустарником.

Я вставала рано, приходила сюда, косила траву, выносила кирпич, мы вместе с другими женщинами складывали его штабелями, дума­ли, понадобится; носили бревна, убирали цер­ковь, выравнивали пол в храме. Работы продол­жались целый день, у нас здесь и раскладушки стояли и обед мы сами себе здесь варили.

Потом мы узнали о возвращении храма. Сколько было радости! Стали дежурить возле церкви. Но всё равно приходили подростки, ху­лиганили. Доходило до того, что вызывали ми­лицию.

Начали обзаводиться хозяйством, город по­могал. Люди жертвовали деньги, иконы. Стали продавать свечи. Меня кладовщицей назначи­ли, а помещения не было. Пришлось самой в подвале порядок наводить и там устраивать склад. Службы шли по очереди со строитель­ством. Отец Владимир отслужит и сразу на работы. На всё у него времени хватало, а на себя не оставалось. Бывало, совсем не ел, всё работал и работал. А мы после ремонта и строительства мусор уберём, полы почис­тим, и опять служба начинается. Отец Евге­ний тоже строительством занимался, сам настелил полы на втором этаже. Строите­лям только доделки остались. А когда крест на церковь поднимали, многие женщины от умиления плакали».

Большую помощь церковной общине оказали городские власти Зеленограда, помогавшие хра­му как материально, так и транспортом, техни­кой, в сложных организационных вопросах.

Своим главным делом настоятель считал во­зобновление богослужения, которое с первых дней стало совершаться ежедневно в Николь­ском приделе нижнего храма. Вот что расска­зывает Александр Дмитриевич Алаичев, также пришедший в Никольский храм задолго до его возвращения:

«Помню, когда нам передали храм, всё здесь было страшно запущено. Средств на восста­новление не было никаких. И даже после освя­щения, которое состоялось 1 августа 1988 го­да, на праздник Серафима Саровского, в храм ходило немного народа. Первый Великий пост службы проходили только в субботние и вос­кресные дни. И ещё - по праздникам. Служил тогда в Никольском приделе один отец Влади­мир Харитонов, наш настоятель.

Было очень холодно. Поставили самодель­ные электрические отопители «пушки» - гнать тёплый воздух. Но они плохо выручали. В хра­ме вместо окон был натянут полиэтилен, вместо дверей приспособили оргалит, не было рам, вместо подоконников положили доски. Во­обще, в храме почти всё было разрушено.

Но мы не унывая взялись за работу. Купили стройматериал, благо тогда он был дешёвый. Отделили перегородкой Никольский придел, где проходили службы, от остального храма, побелили здесь стены, устроили временный иконостас, который украсили бумажными иконами. К первой Пасхе 1989 года успели за­латать крышу, но креста наверху ещё не бы­ло. Для крестного хода подготовили дорожку вокруг храма, засыпав ямы шлаком.

Все наши планы, первоочередные задачи об­суждали в Никольском приделе, под руководст­вом отца Владимира. Здесь же, в углу, склади­ровали стройматериал. Поскольку не было ни окон, ни дверей, по очереди дежурили по ночам.

В то время отношение к Церкви в миру бы­ло негативным. На работе «песочили», могли лишить премии и высмеять в стенгазете. Мо­жет быть, поэтому, да ещё потому, что веру­ющие зеленоградцы тогда привыкли ходить в Андреевку, помощников было немного. Любая помощь была для нашего прихода большим подспорьем.

Вспоминаю монахиню Антонию, которая пожертвовала приходу посуду. Помню, как подолгу, плача, молилась она в верхней церкви, где и не начинался ещё ремонт. Многое полу­чилось тогда благодаря стараниям старосты Екатерины Елисеевны, будущей монахини Александры. Не так давно она скончалась. Первая Пасха, как всегда, началась с крестно­го хода. Только звона не было, поскольку не бы­ло колоколов. Открыли один вход в храм, в Никольский действующий придел - северный. Уровень земли тогда был гораздо ниже, чем теперь. Ко входу был перекинут трап, по ко­торому пришлось подниматься старушкам.

Ещё помню, как служил отец Владимир, как восклицал: «Христос воскресе!» и как отвеча­ли ему пожилые в основном прихожане, впол­голоса: «Воистину воскресе!» Тогда приход предупредили - не шуметь... После ночного бо­гослужения все с тихой радостью разошлись по домам».

Первый зеленоградский храм стал главным духовным центром города. К Никольскому хра­му приходило всё больше и больше зеленоград­цев. В непростое время начала 90-х, когда обна­жились многие пороки общества, в церковь приходили люди, не желающие вести грехов­ную жизнь. Храм стал спасительным ковчегом для «алчущих и жаждущих правды». Многие приходили из любопытства и, узнавая основы христианской веры, становились прихожанами храма.

В первые годы в Никольский храм шло осо­бенно много зеленоградцев. После десятилетий запустения храм принимал по праздникам та­кое количество людей, какого он, наверное, не видал. Очереди за крещенской водой в празд­ник Богоявления и на поклонение Плащанице перед Пасхой тянулись до ­Московского про­спекта, и люди терпеливо простаивали в них по нескольку часов.

Становилось очевидным, что в Зеленограде нужно строить новые храмы. В Великую Суббо­ту перед Пасхой 1993 года состоялось освяще­ние верхнего храма Никольской церкви - в честь Светлого Воскресения Христова. Освятил престол протоиерей Владимир Харитонов.

Настоятель зеленоградских храмов протоие­рей Владимир Харитонов является благочин­ным Зеленоградского благочиния города Моск­вы. В это благочиние входят около 30 ставропигиальных храмов, то есть находящихся в непо­средственном ведении Святейшего Патриарха.

Много помогает отцу настоятелю в разви­тии приходской жизни староста храма Сергей Евгеньевич Катуженец. Он является организа­тором и непосредственным участником всех приходских инициатив. В 1991 году приход Никольского храма выпустил первый номер газеты «Вестник Никольской церкви». Её пуб­ликации многим помогли тогда сделать пер­вые шаги в храме, стать его постоянными при­хожанами. С 1993 года «Вестник» был преоб­разован в общецерковную газету «Православ­ная Москва». Её учредителем по-прежнему ос­таётся приход храма Святителя Николая Мирликийского в Зеленограде, а главным редакто­ром - протоиерей Владимир Харитонов. Тираж газеты в разное время достигал 120 тыс. Хотя сегодня из-за экономических трудностей газе­та выходит меньшим числом экземпляров, она остаётся одним из самых авторитетных цер­ковных изданий.

На волнах зеленоградского радио более 10 лет регулярно выходит приходская передача «Церковный радиовестник». В передаче проходят беседы со священнослужителями, рас­сказывается о церковных праздниках, о цер­ковной истории и о многом другом.

Во Дворце культуры «Зеленоград» традици­онно проходят «Православные вечера». Это встречи с известными православными пропо­ведниками, а также праздничные концерты к праздникам Рождества и Пасхи. Их организует приход по благословению протоиерея Влади­мира Харитонова. «Этих вечеров ждут, как до­брых гостей, как встречи с родными. Поэтому и атмосфера в зале особенная - домашняя и ра­достная. Все друг с другом знакомы, много дет­ских лиц, взаимопонимание между сценой и за­лом устанавливается мгновенно», - пишет об этих встречах газета «Православная Москва».

В Зеленограде давно существует традиция совместно, всем приходом готовить храм к цер­ковным праздникам. Из года в год прихожане убирают его. Они моют стены, снимают окон­ные рамы и протирают стёкла, чистят паника­дила и выбивают ковровые дорожки, начища­ют подсвечники, лампады и решётки перед ал­тарём... Дел множество, особенно весной, когда помогать нужно ещё и в благоустройстве тер­ритории. Для зеленоградских христиан такая работа в радость.

Одним из общих дел, когда многие старают­ся помочь своему храму, является раздача кре­щенской воды. За два дня - Крещенский со­чельник и праздник Богоявления, наверное, весь город приходит в церковь с бидонами, пластиковыми бутылками и другими ёмкостя­ми. Тогда студёную крещенскую воду, сменяя друг друга, помогают раздавать прихожане от мала до велика.

Также и в Великую Субботу, накануне Пас­хи, в зеленоградские храмы стекается народ ос­вятить приготовленные куличи, пасхи и краше­ные яйца. Бывает, приходится постоять в оче­реди, но предпраздничное настроение зелено-градцев от этого не убывает.

Церковно-приходская школа

История духовного образования на Зелено­градской земле восходит к 1875 году, когда при Никольской церкви была организована зем­ская начальная школа. Один из первых выпуск­ников Ржавской школы В. К. Кириллов в своих воспоминаниях писал о периоде становления этой школы:

«Наступил 1875 год, мне исполнилось 12 лет, я стал юношей. В этот год я узнал от дяди, а также вся деревня, что он свой перед­ний дом сдал земской управе под школу, кото­рая с осени откроется. Он посоветовал мне в неё записаться и научиться в ней грамоте, чи­тать и писать, а то плохо и тяжело жить безграмотному человеку. В то далёкое время по деревням школ почти не было, народ был почти весь неграмотный.

Обряженный в чистую рубашку и штаны, примаслив лохматую голову, почти 13-лет­ний юноша, явился я вместе с другими моими товарищами, а также и другими меньшими мальчишками и девчонками, на которых мы до этого смотрели свысока, в новый храм на­уки со смущённым, но радостным чувством на душе.

Всех нас учеников набралось около 30, в том числе и нас, «большевиков» свыше 13 лет, 5 человек, посаженных на последнюю парту.

Учитель наш, Иван Захарович Филатов, ещё молодой человек, лет двадцати с небольшим, небольшого роста, брюнет с едва пробиваю­щейся бородкой, очень ласковый и добродуш­ный, сам только что окончил семинарию. Мы быстро к нему привыкли и полюбили и сдела­лись его товарищами вне школы, когда он хо­дил с нами гулять по лесам и лугам, где мы по­казывали своё удальство, иногда залезая на ветвистую, чуть не до земли^лку, с верхушки её по густо раскинувшимся веткам скатыва­лись, как зимой с горы, на землю.

За все три года обучения никаких недоразу­мений или нехороших случаев как между уче­никами, так и учителем и нами не было. И все три года мы были друзьями как с учителем, так и между собой.

По зимним вечерам он приглашал нас в шко­лу и читал нам повести и рассказы, что отвле­кало нас от глупых деревенских игр, а это чте­ние приносило нам большую пользу для нашего развития, и мы с большой охотой посещали школу и с удовольствием слушали чтение.

Он нам в течение нашего учения много про­чёл из сочинений русских писателей, из своих учебников и хрестоматий. Он мог бы и ещё больше прочесть нам, но у него было мало книг, а у нас в домах и вовсе никаких.

Гуляя с нами весной или осенью по лесам и полям, он всегда обращал наше внимание на жизнь разных растений, а также зверей, птиц и насекомых, объяснял их образ жизни, их по­лезность или вредность сельскому хозяйству. Посоветовал нам делать скворечники для жи­лья прилетающих издалека птиц и ставить их на деревьях. И вот мы наделали скворечни­ков, и на деревне их много появилось, и все мы были довольны, слушая скворцов, их пение. Точ­но также по его совету стали около дома и пе­ред домом сажать деревья: берёзки, липы, ряби­ны и черёмуху, которых до этого мало было.

У меня об учителе осталась хорошая па­мять как о добром человеке и сегодня. Он зало­жил так умело в наши сердца и души, а также в нага разум добрые семена, из которых вырос­ла и моя долгая и счастливая жизнь.

Он был таким же крестьянским сыном, как и я».

В 1916 году новое земское училище откры­лось и в дер. Матушкино, и, таким образом, в большинстве приходских селений работали земские школы и училища, в которых препода­вали отец Алексей Садковский, псаломщик Сергий Демосфенов, а также дочь настоятеля Елизавета Алексеевна.

После революции всякое духовное образова­ние пресекалось. С детства людей воспитывали атеистами, в пренебрежительном отношении к тысячелетней духовной традиции народа. Та­кое положение продолжалось до второй поло­вины 80-х годов, когда при храмах появилась возможность создавать воскресные школы для духовного просвещения детей и взрослых.

Зеленоград, как город молодого поколения, воспитанного в атеистической среде, особенно нуждался в катехизации и духовном просвеще­нии прихожан. Воскресная школа при храме Святителя Николая открылась одной из пер­вых, в 1989 году.

В начале занятия, за неимением других поме­щений, проходили в небольшой комнате в сто­рожке при колокольне. Проводил их сам отец настоятель, несмотря на занятость восстанов­лением храма. Преподавали и некоторые при­хожане. Эти первые уроки проводить было не­просто ещё и потому, что не было даже книг, не говоря о методике и опыте проведения подоб­ных занятий. Потом стали проводиться заня­тия со взрослыми. Пока они проходят в верх­нем храме.

Сейчас в воскресной церковно-приходской школе при храме Святителя Николая занятия начинаются с октября, а в сентябре проходит запись детей с 7 лет и взрослых без ограниче­ния возраста.

У большинства классов занятия проходят в верхнем храме Никольской церкви. Воскрес­ная школа - семейная, и принято не просто приводить детей на уроки, а и самим родите­лям присутствовать на них. Если же взрослые люди желают повысить уровень своих духов­ных знаний, то для этого проводится специаль­ный 2-летний курс.

Обучение дети проходят в разных возраст­ных группах. На занятиях изучается Закон Бо­жий, церковные праздники, молитвы. Старшие группы узнают о таинствах Церкви, исследова­ниях богослужений. А самые старшие беседу­ют о правилах Домостроя. Отдельно для стар­шей группы проходят уроки благочестия.

На занятиях детского церковного хора учащиеся готовят концертные программы для главных церковных праздников - Рождества Христова и Пасхи. Эти праздники в церковно­приходской школе традиционно отмечаются особым всешкольным празднеством с концер­том, играми, чаепитием.

Кроме занятий в Никольской церкви, уроки проходят ещё в некоторых зеленоградских об­щеобразовательных школах, детских садах, центрах социального обслуживания, библиоте­ках. В 14-м микрорайоне есть филиал воскрес­ной школы, где также ведутся занятия Закона Божия по субботам.

В течение всего учебного года, который за­вершается после Пасхи, занятия сопровожда­ются паломническими поездками. Учащиеся вместе с родителями бывают в Сергиевом По­саде, Волоколамске, Серпухове и других местах.

Так как в большинстве общеобразователь­ных школ нет специального курса «Основы православной культуры», то в церковно-при­ходской школе всё делается для того, чтобы де­ти нравственно и духовно развивались.

Первый храм в честь свт. Филарета

Филаретовский храмХрамостроительство стало одним из главных приходских дел.

Не так давно скончался Игорь Александро­вич Покровский, архитектор нашего Зелено­града. К концу жизни он стал храмостроителем. Под его руководством выполнены проекты Филаретовского храма и храма в честь преподоб­ного Сергия Радонежского. Этими работами архитектор как бы освятил всю свою жизнь, своё творчество, созданный им Зеленоград. По­следней работой мастера было написание ико­ностаса для храма преподобного Сергия в 16-м микрорайоне.

Отпевание раба Божия Игоря в московском храме Большого Вознесения возглавил благо­чинный церквей Зеленоградского округа Моск­вы протоиерей Владимир Харитонов.

Прихожане всегда молитвенно поминают строителей своего храма. В сугубой ектений есть прошение «о блаженных и приснопамят­ных создателях святаго храма сего, и всех преж­де почивших». В новопостроенных храмах на­шего города, в честь святителя Филарета и пре­подобного Сергия, до недавнего времени при­хожане молились о здравии их создателей. Теперь имя зеленоградского храмостроителя помина­ется в молитве о упокое­нии его со святыми.

Храм на берегу Школь­ного озера был назван в честь святителя Филарета первым после прославле­ния святого в 1994 году. Зе­леноград продолжил ду­ховную историю наших мест, освящённых посеще­нием Московского митро­полита. Велико значение этого святителя в жизни XIX века. В своём служении он был для многих россиян ярким светильником, ис­тинным пастырем Церкви Христовой.

С именем митрополита Филарета связан перевод Священного Писания - Библии на русский язык, известный как Сино­дальный перевод. Множество трудностей при­шлось преодолевать, работая над этим текстом. Но сейчас библейский Синодальный перевод признан как наиболее точно передающий ду­ховный смысл Писания на русском языке. Можно сказать, что святитель Филарет продол­жил труды святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия, совершивших перевод Священного Писания на славянский язык.

Можно провести некоторую параллель с творчеством А. С. Пушкина, который, кстати, с благодарностью принимал духовную поддержку митрополита Филарета. Поэт также многое сде­лал для русского языка, введя его в высшее обще­ство, до того предпочитавшее французский.

Священное Писание - одна из основ Право­славной веры. Оно неповреждённо сохраняет­ся в Церкви на протяжении двух тысяч лет её существования. Библия была переведена на множество языков разных народов мира. В Рус­ской земле её знают более тысячи лет. Благая Весть о Спасителе распространялась все эти го­ды Церковью во все концы нашей страны.

Земля Зеленоградская знает митрополита Филарета: в 1827 году владыка благословил освящение Никольского храма во Ржавках. С па­мятью святителя Филарета связаны самые дра­матические дни обороны Москвы в 1941 году. Фашистские войска были остановлены на рубе­же Панфиловского проспекта в день памяти святого, 2 декабря. Красивый деревянный храм в честь святителя построен как раз на месте кровопролитных боёв за посёлок «Красный Октябрь». Его освятил Святейший Патриарх Алексий П. Православный человек вряд ли на­зовёт простым совпадением то, что храм в честь святого построен там, где в день его памяти ос­тановлен враг.

Беда, постигшая Филаретовский храм в на­ши дни, чудесно обернулась радостью воссозда­ния. Летом 1999 года, ночью, деревянный храм загорелся. Огонь опалил стены и остановился перед алтарём, не тронув освящённый Святей­шим Патриархом престол.

Многие зеленоградцы восприняли проис­шедшее как личную беду. Люди стекались к храму, спрашивали, чем могли бы помочь, жертвовали средства на его восстановление. Не осталась в стороне и городская администрация. Всем миром Филаретовский храм стали восста­навливать. До глубокой осени богослужения со­вершались в большой армейской палатке, уста­новленной на территории храма.

Пасхальная радость 2000 года для Зелено­града была сугубой, поскольку вместе с Воскре­сением Христовым прихожане радовались воз­рождению Филаретовского храма. Он стал бо­лее вместительным, его купола ещё выше под­няли православные кресты, и при этом было сохранено так полюбившееся зеленоградцам зодчество деревянного храма. Молитвенник земли Зеленоградской, святитель московский Филарет не оставил свой город.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил перенесение час­тицы мощей святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, из Свято-Троиц­кой Сергиевой Лавры в Зеленоград.

Для нашего города это выдающееся событие. Перенесённая частица мощей помещена на иконе святителя, в специально подготовленном киоте, установленном у северных диаконских дверей. Теперь святитель Филарет не только молитвенно предстоит за наш город пред Бо­гом, но и пребывает на нашей земле своими святыми мощами.

Трудные годы Зеленограда. Храм Сергия Радонежского

Храм Сергия РадонежскогоКогда Зеленоград создавался как центр мик­роэлектронной промышленности СССР, сюда приезжали специалисты со всех концов стра­ны. Люди порывали со своей малой Родиной, где родились, где могилы их рода, с той землёй, которая взрастила их. Приезжали сюда, обры­вая или повреждая свои исторические корни. Таково было мировоззрение всего народа в те годы: не оглядываясь на опыт, накопленный ве­ками, считая его ошибочным, идти к «светлому будущему», строя по пути «города-сады».

Во второй половине XIX века в России проис­ходило нечто похожее. Крестьянская реформа 1861 года стала причиной того, что многие кре­стьяне оставляли свои дома, теряя связь с род­ными, с землёй, с традицией предков и уходили в города, где часто оставались без нравственной поддержки, один на один с новым, разгульно-пьяным миром. Всё это предвидел митрополит Московский Филарет, которому император по­ручил составление манифеста об освобождении крестьян. Поэтому, видя лишь в Православии спасительный путь русского народа, святитель благословил положить в основание новой жиз­ни веру в Бога: «Осени себя крестным знамени­ем, православный народ, и призови с нами Бо-жие благословение на твой свободный труд, за­лог твоего домашнего благополучия и блага об­щественного». В наши дни, когда наш народ стоит на перепутье, это благословение святите­ля Филарета напомнит нам слова Священного Писания: «Без Меня не можете творить ниче­го» (Ин. 15, 5). Только с Богом человек может созидать.

Сейчас зеленоградская электроника претер­певает серьёзные изменения.

Православная Церковь на протяжении всей тысячелетней истории нашего Отечества пере­живала с народом радости и беды, поддержи­вая и укрепляя его в тяжёлые годы. Великий сонм святых просиял на Российской земле. Не напрасно Русь называют Святой. Тем более ра­дели православные о защите своей земли, дан­ной Богом для сохранения на ней Христовой веры. Поэтому гнал святой князь Александр Невский нечестивых псов-рыцарей от Новго­рода, благословлял преподобный Сергий Радо­нежский русское войско на Куликовскую бит­ву, помогал святитель Митрофан Воронежский Петру I в постройке первых кораблей.

История Зеленоградской земли имеет свои примеры любви к Отечеству. Бывший настоя­телем Никольского храма в первой половине XIX века священник Тимофей Богоявленский за свою патриотическую деятельность в период войны с Наполеоном был награжён бронзовым крестом на Владимирской ленте и удостоился получить от Его Императорского Величества 500 рублей. И в наши дни, когда происходит возрождение духовной жизни на нашей земле, весьма важно и возрождение оборонной про­мышленности, её самых передовых технологий.

Ещё один зеленоградский храм, на террито­рии 16-го микрорайона, освящён в честь пре­подобного Сергия Радонежского. Вряд ли най­дётся в истории России человек, столь почитае­мый в православном народе, как преподобный Сергий. И сегодня, спустя 600 лет по престав­лении святого, десятки тысяч христиан из раз­ных уголков нашего Отечества и со всего мира ежедневно приезжают в основанную препо­добным Сергием Троицкую Лавру и просят его святых молитв, с благоговением прикладываясь к раке с цельбоносными мощами Игумена земли Русской.

Зеленоград сильно разросся за последнее де­сятилетие за счёт новых районов. Значительно прибавилось население города, но храма в «новом» городе не было, кроме Спасской церк­ви в Андреевке. Среди новых жителей велика доля многодетных семей и инвалидов, нуждаю­щихся в духовной поддержке.

По инициативе прихода Никольского храма Зеленограда и по благословению настоятеля протоиерея Владимира Харитонова, в 1997 го­ду в 16-м микрорайоне была построена дере­вянная часовня Преподобного Сергия Радо­нежского. По субботам и воскресным дням в часовне совершались молебны. К празднова­нию 2000-летия Рождества Христова к зданию часовни была пристроена алтарная часть с вос­точной стороны, а с запада - притвор. Новый храм в честь прп. Сергия Радонежского был ос­вящён в день памяти святителя Николая Мирликийского, 19 декабря 1999 года, протоиере­ем Владимиром Харитоновым.

Зеленоградцы полюбили новый храм. На вос­кресные и праздничные богослужения прихо­дит столько народа, что, бывает, многим из-за тесноты приходится стоять на улице. Благодаря пожертвованиям прихожан в храме устроено отопление, проведены ремонтные работы.

Храм в честь Сергия Радонежского для Зеле­нограда - новый храм, но для Зеленоградской земли почитание памяти преподобного давно уже стало исторической традицией. Основан­ная преподобным Сергием Свято-Троицкая Сергиева Лавра владела дер. Назарьево, ныне вошедшей в состав Зеленограда. До революци­онных времён в Назарьеве стояла часовня в честь святого, празднование его памяти широ­ко совершалось всей округой. В деревне суще­ствовала традиция, когда жители семьями и объединяясь по нескольку человек шли пеш­ком в Лавру поклониться святым мощам пре­подобного Сергия Радонежского. Такое палом­ничество совершалось регулярно благочестивы­ми назарьевцами. Позже, когда власти закрыли Лавру, паломничества прекратились и тради­ция была забыта. С возрождением приходской жизни в Зеленограде возобновились и посеще­ния прихожанами святых мест. Несколько лет ездят зеленоградские паломники в Свято-Тро­ицкую Сергиеву Лавру, Саввино-Сторожевский и Иосифо-Волоцкий монастыри, посеща­ют другие святыни Московской земли. Эти по­ездки организует приход, и это объединяет прихожан.

Пешеходный паломнический поход из Зеле­нограда в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру предприняли участники приходского объеди­нения молодёжи «Колокол». Паломничество было задумано как возрождение традиции Зе­леноградской земли.

Начинался поход от храма Преподобного Сергия Радонежского. Не сохранилось описа­ние прежнего маршрута, поэтому был проло­жен новый, с учётом изменений, произошед­ших за последние десятилетия. В 30-х годах была построена цепь водохранилищ, одно из которых, Икшинское, ребята переплывали па лодках. Много нового и интересного увидели участники похода, много трудностей приходи­лось преодолевать на пути. Тем большая была радость ребят, когда они пришли в Лавру, пря­мо на празднование памяти преподобного Сергия Радонежского. Такие походы планиру­ется проводить регулярно.

«Колокол» - объединение православной молодёжи

Объединение молодёжи православной общи­ны Зеленограда «Колокол» было создано по бла­гословению протоиерея Владимира Харитонова. Нынешнее общество часто демонстрирует не­способность разрешения всякого рода «моло­дёжных проблем». Многие молодёжные органи­зации озабочены тем, чтобы дать возможность подросткам подзаработать или провести свобод­ное время, а вопросы воспитания часто игнори­руются. Но все проблемы молодёжи проистека­ют именно от её неспособности различения то­го, «что такое хорошо и что такое плохо». В «Ко­локоле» ребята и девушки при духовной под­держке священников зеленоградских храмов помогают друг другу обрести жизненные прин­ципы на основе Православной веры.

Молодёжь из объединения «Колокол» при­нимает участие в различных приходских делах. Ребята помогают в благоустройстве террито­рий при храмах, в подготовке и проведении праздников, в мероприятиях воскресной шко­лы, участвуют в записи передач «Церковного радиовестника» на зеленоградском радио.

Совместно с учащимися воскресной школы «Колокол» встречается с ровесниками из го­родских школ, ветеранами. Проводит беседы и представляет концертные программы. Ребята совместно совершают паломнические поездки.

Среди дел приходской молодёжи - исследо­вание родников в «старом» городе. За несколь­ко дней ребята прошли вдоль русла рек Ржавка и Сходня, заново открывая красоту приро­ды зелёного города. Более десятка родников с прозрачной, вкусной водой обнаружили участ­ники «Колокола» за этот поход.

Толчок исследованиям дали материалы со­циальной концепции Русской Православной Церкви, в которой раскрывается суть отноше­ний человека и природы, указываются причи­ны экологических проблем:

«Экологические проблемы порождены чело­веком, а не природой. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Церковная ис­тория знает множество примеров, когда лю­бовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострада­ние твари самым благотворным образом ска­зывались на живых существах.

Духовно деградирующая личность приво­дит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. У человека, деятельность которого ду­ховно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надеж­ды на безграничные возможности человеческо­го разума и на силу технического прогресса.

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Церковь связывает надежду на положитель­ное изменение взаимосвязей человека и приро­ды со стремлением общества к духовному возрождению ».

Тема отношений с природой является одной из главных для жителей Зеленограда. Леса, поля и речки приняли наш город, выпестовали его в первые десятилетия. В начале, когда в Зелено­граде не было ни одной действующей церкви, через природу зеленоградцы учились любить свой город, своих ближних, быть добрее.

А в то время, когда появились первые при­знаки экологических проблем, стал восстанав­ливаться Никольский храм, возрождая души горожан. И теперь есть надежда на то, что хри­стианское отношение к природе поможет со­хранить её в Зеленограде и преобразить, с тем, чтобы красота Божественного творения влекла к прославлению Творца.

Ребята из «Колокола» создали документаль­ный фильм с названием «Источники Зелено­града» о проведённом исследовании двух исто­ков нашего города: исторических корней и род­ников Зеленограда.

Для участников объединения проводятся уроки благочестия, на которых рассматрива­ются различные этические и нравственные во­просы современной жизни. Несмотря на не­большой возраст, «Колокол» имеет некоторые традиции. Одной из них стало погружение уча­стников объединения в воды Чёрного озера в зимний праздник Богоявления.

С середины 2001 года по благословению протоиерея Владимира Харитонова приход­ская молодёжь выпускает газету «Зеленоград­ская звонница». Это издание стало продолже­нием традиции приходского листка «Вестника Никольской церкви», издававшегося на при­ходе в первой половине 90-х. Газета издаётся при профессиональной поддержке редакции «Православной Москвы». На Интернет-сайте газеты «Православная Москва» размещена страничка объединения «Колокол» по адресу: http://www.youth.orthodoxmoscow.ru/.

Храм для пребывающих в узах

На территории Зеленограда есть храм, о су­ществовании которого мало кто знает даже из жителей города. Это храм во имя священному-ченика Владимира при ИТК. Синий куполок с крестом можно увидеть, проезжая мимо ст. Крюково.

Попечение о пребывающих в узах всегда ос­тавалось на Руси делом богоугодным. В начале 1990-х годов по благословению настоятеля Ни­кольского храма протоиерея Владимира Хари­тонова и по договоренности с администрацией ИТК несколько прихожан стали посещать от­бывающих наказание и проводить с ними ду­ховные беседы.

С 1992 года задумали переоборудовать под церковь небольшое кирпичное здание мастер­ской. Обитатели ИТК сами занимались устрой­ством храма, поставили церковную главку и подготовили помещение к освящению.

В 1994 году храм был освящён во имя священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, погибшего 25 января (7 февраля) 1918 года от рук вооружённых бан­дитов. Мученическая кончина замечательного архипастыря совпала с началом длительного го­нения на Русскую Православную Церковь.

Из Никольской церкви во Владимирскую были перенесены некоторые иконы. При хра­ме существует духовная библиотека, собранная из пожертвованных книг.

15 января 1995 года в жизни ИТК произош­ло знаменательное событие: колонию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приезжавший в Зеленоград на освя­щение храма Святителя Филарета. Святейший осмотрел тюремную церковь, побеседовал с за­ключёнными, обращаясь к ним со словами хри­стианской любви и с верой, что, выйдя на волю, многие из них смогут вернуться на путь истин­ный и быть православными христианами.

В места заключения попадает в основном молодёжь, которая спешит жить по законам «дикого» общества, пренебрегая заповедями Христовыми. Доброе слово пастыря, чувство искреннего покаяния, молитва перед святыми образами в храме Зеленоградской ИТК верну­ли к нормальной жизни многих молодых ре­бят. После освобождения они не забывают своих первых духовных наставников, пишут им письма, находят время зайти в церковь в своих городах и сёлах.

До недавнего времени богослужения в хра­ме священномученика Владимира соверша­лись причтом Никольской церкви. Теперь за­ключённые ЗеленоградскЪй ИТК окормляют-ся духовенством Московского Свято-Данилова монастыря.

ЧасовниЧасовня Лазаря Четверодневного

Помимо храмов в Зеленограде есть две ча­совни при кладбищах. На «старом» городском кладбище Церкви передано ритуальное зда­ние, в котором была устроена часовня в честь Всех Святых. Здесь зеленоградскими священниками совершаются заупокойные богослуже­ния. Множество людей приходит в часовню помолиться о своих близких в дни их памяти, в Родительские субботы, на Радоницу. В ближай­шем будущем планируется реконструкция ча­совни.

Недавно возведена часовня на новом город­ском кладбище в Рожках. Исторически дер. Рожки относилась к сельцу Малино и бы­ла мало заселена. Не так давно Рожки вошли в городскую черту Зеленограда, и здесь было ус­троено городское кладбище. По инициативе протоиерея Владимира Харитонова на средст­ва префектуры в 1997 году на кладбище была заложена и к Великому Посту 1998 года возве­дена новая часовня, освящённая в честь пра­ведного Лазаря Четверодневного. Освящение новой часовни совершено 11 апреля 1998 года в Лазареву субботу протоиереем Владимиром Харитоновым в присутствии представителей городских властей.

Часовня построена в стиле новгородско-псковской архитектуры XIV-XV вв. Она стоит перед входом на кладбище, и зеленоградцы, приходящие на могилы своих близких, могут помолиться, оставить поминальную записку. Также в часовне совершаются отпевания и па­нихиды священниками зеленоградских храмов.

Конечно, самым главным в жизни приходов является богослужение, совершение Таинств. Множество людей приходит в зеленоградские храмы, чтобы принять Крещение, скрепить се­мейные узы в Таинстве Брака, исповедоваться и причаститься. Зеленоградские христиане вместе держат посты и вместе радуются празд­никам. В этом духовное единство наше с теми, кто жил прежде нас, и с теми, кто наследует эту землю.

Какой же видится приходская жизнь в бли­жайшем будущем? Есть намерение продол­жить строительство здания при Никольской церкви, сразу после его завершения здесь будет размещена воскресная школа. Дети и взрос­лые, обучающиеся в этой школе, будут иметь гораздо лучшие условия для учёбы, чем сегодня. Воскресная школа и Центр православной культуры будут строиться и на территории Филаретовского храма.

Ритуальное здание на территории старого городского кладбища давно передано Церкви. Сегодня сюда можно зайти, чтобы поставить перед иконой свечу, помолиться об упокоении своих близких. Но состояние этого здания не­удовлетворительно. После намеченной рекон­струкции здесь будет освящён храм-часовня в честь Всех святых. Хотелось бы, чтобы этот храм не был только кладбищенским, но стал своеобразным мемориалом памяти всех православных воинов, отдавших жизнь свою за ве­ру и Отечество.

Продолжаются работы над проектами ка­менных храмов в 10 и 16-м микрорайонах. Ко­нечно, их строительство - дело не самого близ­кого будущего, но при поддержке горожан это святое дело несомненно осуществится.

Пришло время, когда мы вправе сказать: православная община Зеленограда живёт на­сыщенной жизнью.

    


Назад